Свойства цемента при перевозке
Судно-цементовоз
Цементовоз — специализированное судно, предназначенное для перевозки бестарного цемента, а также иногда для перевозки других порошковых материалов, таких как окись алюминия или гипс. Такие суда имеют полностью герметичные трюмы и специальные механизмы для погрузки и выгрузки груза. На конец 2009 года в мире насчитывалось около трехсот подобных судов дедвейтом от 1000 до 60000 тонн и ещё около 200 судов до 1000 тонн, ограниченных в плавании по внутренним путям. [1]
Содержание
История создания и развитие [ править | править код ]
Резкий рост строительной индустрии в мире в XX веке привел к необходимости создания специализированного судна для перевозки цемента. Требования к такому судну были очень жесткие из-за специфических свойств цемента, таких как:
- ;
- сильная пыльность;
- высокая абразивность;
- вредное воздействие на организм обслуживающего транспортировку персонала;
- трудности чистки трюмов и палубы после перевозки.
Цемент — это ярко выраженный влагорежимный груз, который следует оберегать от увлажнения. Под действием воды он теряет свои вяжущие свойства, превращается из порошка в монолит и не может быть использован по назначению. При этом он ещё и сильно пылящий груз. Несмотря на все принимаемые меры, мельчайшая цементная пыль покрывает все вокруг на расстоянии до 100—150 м от места проведения грузовых работ. Этот груз характеризуется высокими абразивными свойствами, попадая на трущиеся детали перегрузочных и других механизмов, он способствует ускорению их износа. [2]
Цементовозы начали строить ещё в конце XIX века в США для работы на Великих озёрах Северной Америки. Самый старый цементовоз, который до сих пор работает в Северной Америке — St. Marys Challenger, спущенный на воду в 1906 году под именем «William P. Snyder». Судно грузоподъемностью 10250 тонн и с максимальной летней осадкой 6,63 м имеет 8 трюмов и вполне современную систему выгрузки с донной поддувкой груза (air slides), конвейерной лентой, ковшевыми элеваторами (bucket elevators) и бумом длиной 14,63 м.
Судно-цементовоз «Big Cem» в Ницце, Франция.
Цементовоз «Trader Arrow» на якоре у гавани турецкого судоремонтного завода Тузла.13 Марта 2009 года.
Погрузка цементовозов [ править | править код ]
Пневматическая погрузка [ править | править код ]
При пневматической загрузке судна, цемент, смешанный с воздухом, под высоким давлением нагнетается в трюма судна из береговых силосов через систему стальных труб и гибких шлангов. Движение цемента внутри трубопровода достигается путём смешивания частиц цемента с воздухом. Когда эта смесь получает свойства жидкости, она становится транспортабельной на больших скоростях. На самом судне цемент по системе труб распределяется по трюмам. При погрузке система фильтров судна находится постоянно в работе для обеспечения удаления избыточного воздуха и легкого оседания цемента по всей площади трюма. Для получения наилучшего результата должны выполняться три необходимых условия :
- точки приёма цемента на борту судна должны иметь то же сечение и конфигурацию, что и береговая труба;
- судовая система фильтров должна быть соответствующей производительности, не меньшей, чем береговая система подачи цемента;
- на берегу и на судне необходимы краны и погрузочные устройства для установки и поддержания погрузочного шланга. [3]
Механическая погрузка [ править | править код ]
При механической погрузке используется обычно судовой погрузчик — loader. Груз на него поступает по крытой конвейерной ленте. Loader может подсоединяться как непосредственно напрямую в трюм через горловины танков, так и через хоппера. Попадая сначала в хоппер, цемент затем по системе так называемых air slide распространяется по трюму, равномерно заполняя всё его пространство.
Погрузка через хоппера предпочтительнее, так как заполняется весь объем трюма, а не только пространство под горловиной при непосредственной погрузке.
При таком способе погрузки следует учитывать не только ограничивающую осадку, но и высоту надводного борта, так как береговой loader ограничен в высоте поднятия стрелы погрузчика. Также как и при пневматической погрузки судовая система фильтров должна работать, но с гораздо меньшей нагрузкой. При погрузке горловины танков и хопперов должны соответствовать сечению берегового погрузчика.
Выгрузка цементовозов [ править | править код ]
Пневматическая выгрузка [ править | править код ]
Одной из особенностей цемента является то, что при смешивании с воздухом он получает свойства жидкости. С помощью компрессоров в трюма подаётся воздух, который сжижает цемент. За счёт наклона дна трюма цемент собирается у одной или нескольких труб большого сечения. С помощью вакуумных насосов, шнеков, дополнительного поддува по этим трубам цементная пыль поступает в так называемый фильтр-танк, где цемент оседает, а воздух выходит в атмосферу. С помощью высокомощных компрессоров цемент с воздухом выталкивается в береговые сооружения для хранения по гибкому шлангу и системе труб. [4]
Количество цемента на 1 куб бетона — расчет в килограммах и мешках
На каждой упаковке материала указывается дата изготовления и гарантийная продолжительность хранения цемента в нормальных условиях. Однако, при несоблюдении климата в помещении склада свойства цемента изменяются даже внутри обозначенного производителем периода. По этой причине выбор сухого вяжущего лучше делать лично, убеждаясь, что оно не превратилось в камень, не скомковалось от сырости и разгерметизации пакета.
В неблагоприятных условиях цемент может храниться, но совсем недолго, и это второй тип срока – реальный. На него рассчитывать не стоит, потому что велик риск получения низкокачественного изделия с пониженной прочностью.
Гарантийный срок годности портландцемента в мешках по ГОСТ 10178-85 для быстротвердеющего вяжущего – 45 суток после отгрузки, остальных видов – 60 суток.
Цемент в мешках: как отличить подделку
Маркировку цемента в мешках производят на каждом мешке в любой его части, а отгружаемого без упаковки — на ярлыке, прикрепленном к транспортному средству любым способом, обеспечивающим его сохранность при транспортировании. Маркировку цемента в мелкой расфасовке наносят непосредственно на упаковку и этикетку, наклеиваемую на тару, используемую для отгрузки упаковок.
Допускается при мелкой расфасовке цемента маркировку наносить не непосредственно на упаковку, а на этикетку, которую наклеивают на пакет или банку либо вкладывают в пакет между внешним и внутренними слоями. Маркировка должна быть отчетливой и содержать: — наименование предприятия-изготовителя и или его товарный знак. При поставке цемента в мелкой расфасовке допускается в маркировке, наносимой непосредственно на упаковку, указывать вместо наименования предприятия-изготовителя министерство-изготовитель; — обозначение цемента в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на него, а при отсутствии этих требований и при поставке цемента в мелкой расфасовке — полное наименование; — гарантируемую марку цемента и группу эффективности по ГОСТ При поставке цемента для розничной торговли группу эффективности не указывают; — обозначение нормативно-технического документа, по которому поставляют цемент; — среднюю массу нетто цемента в мешке или массу нетто цемента в транспортном средстве и массу нетто упаковки цемента, поставляемого для розничной торговли.
Please correct e-mail address. Please correct phone number. Please enter letter, number or punctuation symbols. Услуга — ответственное хранение блоков. Оформить бесплатное хранение.
На ярлыке дополнительно должны быть указаны: — активность цемента при пропаривании, определяемая как среднее значение результатов испытаний пяти последних партий, отгруженных в течение не более 10 сут, или по результатам испытаний цемента данной партии; — данные о наличии признаков ложного схватывания если они установлены испытаниями.
По согласованию изготовителя с потребителем, за исключением случаев поставки в розничную торговлю, допускается замена всех обозначений, кроме массы, цифровыми кодами по Общесоюзным классификаторам технико-экономической информации.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПАКОВКИ ЦЕМЕНТА В МЕШКИ
При отгрузке цемента для розничной торговли указывают дополнительно номер партии, дату выпуска цемента и розничную цену за упаковку, приводят краткую инструкцию по применению, а при поставке цветного цемента наносят полоску соответствующего цвета. При поставке цемента в мелкой расфасовке номер партии, дату выпуска и число упаковок указывают на этикетке, наклеиваемой на тару.
Прежде, чем купить цемент в мешках, нужно понять причину такого дикого разброса цен. Существуют некоторые тонкости, которые необходимо знать для правильного выбора этого материала и для начала нужно разобраться с условными обозначениями:. Если мешок упакован на заводе, на мешке будет указано наименование производителя цемента и его обратный адрес.
Допускается инструкцию по применению цемента прилагать к упаковке. Допускается при отгрузке цемента одного наименования повагонными отправками в прямом железнодорожном сообщении, за исключением поставок в розничную торговлю, наносить маркировку по п. При этом мешки должны быть уложены маркировкой наружу. При пакетировании мешков с цементом верхний ряд мешков в каждом пакете должен быть уложен так, чтобы была отчетливо видна маркировка на мешках.
Упаковка цемента, виды упаковки цемента, мешки для цемента
Дополнительно на мешки верхнего ряда пакета должна быть нанесена транспортная маркировка по ГОСТ Цемент следует транспортировать в специализированных вагонах-цементовозах, автоцементовозах и судах, а в упакованном виде — на универсальных транспортных средствах в крытых вагонах, автомобилях и судах транспортными пакетами, в контейнерах или поштучно в соответствии с правилами перевозки и креплений грузов, действующими на данном виде транспорта.
Допускается перевозка цемента в крытых, соответствующим образом оборудованных вагонах. Транспортирование цемента в мелкой расфасовке производят в крытых вагонах или автомобильным транспортом в специальных емкостях по согласованию с торгующими организациями.
Транспортирование цемента пакетами в термоусадочной пленке по железной дороге осуществляют согласно техническим условиям на размещение и крепление пакетов, сформированных из мешков цемента с использованием термоусадочной пленки, в четырехосных полувагонах.
Транспортные пакеты формируют с применением плоских поддонов по ГОСТ , термоусадочной полиэтиленовой пленки по ГОСТ или других средств пакетирования по соответствующей нормативно-технической документации при соблюдении требований, установленных правилами перевозки грузов. Пакеты в термоусадочной пленке должны быть герметичны.
Факторы, влияющие на срок хранения
Условия температуры и влажности воздуха определяют, сколько будет храниться вяжущее.
- Влажность — главный враг сухого цемента, ведь порошок вступает с водой из воздуха в реакцию и начинаются процессы преждевременного твердения. Оптимальный уровень 50-60%. При хранении в силосах уровень влажности регулируется автоматическими установками, которые практически не допускают сбоев.
- Температура для складирования бумажных мешков не должна быть ниже +5°С. Хранить цемент зимой в неотапливаемых ангарах нецелесообразно, свойства материала более не восстанавливаются.
Упаковка
Срок хранения цемента зависит от типа упаковки. ГОСТ 22237-85 «Цементы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» допускает фасовать и хранить цемент в такие виды тары:
- 5-ти и 6-слойные бумажные пакеты отечественного и импортного производства вместимостью 50, 20 кг;
- полиэтиленовые мешки и банки для мелкой розничной фасовки.
Главное требование к упаковке – соблюдение герметичности для предотвращения попадания влаги к вяжущему.
Срок хранения цемента в бумажных мешках и полиэтилене отличается: полимер создает абсолютно герметичную среду, но пакеты из него более хрупкие, целостность тары нарушается при ошибках фасовки и транспортировки. Бумага в этом плане гораздо надежнее.
Маркировка цемента
В основе определения марки цемента лежит определение его прочности. Как её определяют? Тщательно перемешивается цемент с песком в отношении 1:3. Готовая смесь затворяется водой. Воды берётся в количестве 40% от веса цемента. Из получившейся пластичной массы лепятся кубики или параллелепипеды. Для правильного определения прочности такая заготовка выдерживается в воде в течение 28 суток. Потом эти кусочки бетона проверяются давлением на изгиб и на сжатие. Чаще всего для проверки прочности на сжатие берут половинки, образовавшиеся в результате разлома от проверки на изгиб. И, внимание! Та величина давления, которая понадобилась, чтобы раздавить заготовку, и есть марка цемента. Допустим, что понадобилось давление 500 кг/см 2 . Значит, это цемент с маркой 500.
Теперь разберёмся с маркировкой, написанной, к примеру, на мешке. Надпись ― МПЦ400-Д20. «М» означает, что конструкции с применением этого цемента будут морозоустойчивыми, буквы «ПЦ» означают, что это портландцемент, цифра 400 ― марка, означающая прочность на сжатие, «Д» ― это наличие органических добавок, а цифра после неё показывает процентное содержание этих добавок. Таким образом, перед нами мешок с морозостойким портландцементом марки 400 с 20% органических добавок.
Подробнее о сроках
Даже при соблюдении нормальных условий хранения цемент со временем теряет первоначальные свойства. Средняя скорость ухудшения его качества – около 15% за 3 месяца или одна позиция в марке. То есть материал М500 за 3 месяца превратится в М400, что необходимо учитывать. Специалисты рекомендуют выбирать материал, который не успел залежаться на складе поставщика. Только в таком случае получится бетон ожидаемой марки.
Итак, срок годности цемента М500 в мешках – 6 месяцев, но первоначальные свойства прочности при хранении доступны только в течение 3 месяцев. К концу гарантийного срока читай «М400».
Аналогичная ситуация с материалом М400 – его можно держать в герметичной упаковке только 6 месяцев, после чего только утилизировать.
Количество мешков цемента на один куб бетона
Сколько мешков понадобится для производится бетона может быть абсолютном разным, что напрямую зависит от того, какой марки материал. Чем она выше, тем меньше вяжущего следует использовать.
Если марка цемента достаточно высокая, понадобится минимальное количество мешков на один кубометр бетона.
В целом созданы определенные закономерности расхода цемента на один куб бетона разных марок. Строители пользуются следующими усредненными соотношениями:
- Для приготовления бетона М100 понадобится всего от 160 до 200 килограмм цемента (около 3-4 мешков). Сфера применения этого материала различная – от заливки оснований дорог до возведения не очень больших построек.
- Чтобы приготовить бетон М150, необходимо приобрести около 220 килограмм цемента (около 4-5 мешков). Такой материал более крепкий, поэтому его применяют в общем строительном деле для возведения различных сооружений небольшого размера.
- Для бетона М200, нужно использовать от240 до 280 килограмм цемента (около 5-6 мешков). Данный материал можно применять для заливки фундаментов под различные здания, а также для других строительных задач.
- Чтобы получился бетон М250, необходимо в смесь добавить не менее 300-330 килограмм цемента, что соответствует 6-7 мешкам. Такой материал используют для возведения монолитных сооружения, а также лестничных проемов. Связанно это с его повышенными эксплуатационными характеристиками.
Марки бетона
При выборе бетона для строительства очень важно учитывать его класс и марку, так как именно эти параметры влияют на его качество и возможности. В большинстве случаев, если материал использован не по назначению, он в скором времени трескается или обваливается.
Это всегда можно предотвратить, для чего нужно лишь предварительно на этапе подготовке подумать, какие компоненты покупать для бетона, и в каком количестве они нужны.
Сколько времени можно хранить вскрытую упаковку цемента
В частном домостроительстве или при ремонте возникают ситуации, когда из мешка требуется только немного порошка для замеса. Как быть с оставшейся частью цемента? Правильно его хранить в наглухо (по возможности) запечатанном пакете в прохладном сухом месте. Заверните свободный край на несколько раз и проклейте скотчем.
Но даже в таких условиях прежние сроки хранения уже не актуальны – воспользоваться остатками вяжущего можно только в течение нескольких дней.
Для изготовления несущих и конструктивных элементов использовать такой «лежалый» компонент уже нельзя. Кроме того, перед изъятием из пакета остатков оцените их пригодность: порошок должен быть сухим и сыпучим без малейших признаков увлажнения. Такой подойдет для приготовления штукатурки, создания подстилочных слоев и решения других вспомогательных задач.
Стоимость цемента
Изготовители выпускают продукцию, расфасованную по массе. Вес мешков цемента бывает 35, 42, 26, а также 50 кг. Выгоднее всего покупать последний вариант. Он наиболее оптимально подходит для загрузки и позволяет сэкономить на упаковке. В зависимости от объекта, на котором будут вестись ремонтные работы, используется цемент различных марок, имеющий свою собственную стоимость.
При оплате учитывается каждый мешок цемента. Цена его фиксированная и может колебаться в зависимости от требований продавца. Перед тем как начать рассчитывать денежные затраты, необходимо определиться с еще одним нюансом. Иногда можно увидеть объявление, в котором указана стоимость ниже стандартной. Не стоит попадаться на такую ловушку. В таких случаях дорогой цемент разбавляется более дешевым. Выигрывая несколько рублей, вы потеряете качество строительного материала.
Возьмем один 50 килограммовый мешок цемента. Цена марки М400Д0 составит 220 рублей. Стоимость других может изменяться, но в среднем это: М400Д20 – 240 рублей. М500Д0 – 280 рублей. М500Д20 – 240 рублей. Если нужно использовать только пару мешков цемента, то их наиболее выгодно покупать в ближайшем магазине по продаже строительных материалов. А если нужно большое количество, то следует обратиться на завод-изготовитель.
Бизнес по перевалке цемента
Цемент справедливо считается одним из самых распространенных и часто применяемых на практике строительных материалов. В этом нет ничего удивительного, так как он активно используется в качестве вяжущего вещества при приготовлении самых разных растворов, бетонов, сухих смесей, разнообразных железобетонных изделий и конструкций. Логичным следствием востребованности материала становится возможность организации выгодного бизнеса по перевалке цемента. Рассмотрим его наиболее важные аспекты.
Особенности технологического процесса
С технологической точки зрения перевалка цемента представляет собой комплекс работ, связанных с хранением, доставкой и отгрузкой сыпучего материала. Для его производства предназначены различные виды специализированного оборудования с разной степенью автоматизации. Чем выше ее уровень, тем ниже доля ручного труда и, как следствие, меньше трудозатраты.
Обязательным условием эффективного ведения бизнеса по перевалке цемента становится непосредственная связь с транспортными сетями. Логистика проекта может учитывать различные виды транспорта – речной, железнодорожный и автомобильный. Первые два экономически выгоднее, последний – более мобильный, универсальный и доступный. Особенно – при сравнительно небольших масштабах деятельности.
Еще один важный элемент технологического процесса – емкость для хранения сыпучего материала. Она размещается либо под, либо над землей. Перемещение осуществляется посредством механизированной подачи или пневматического транспорта. Оба варианта при грамотной организации обеспечивают высокий КПД технологического комплекса, а потому нередко используется их комбинация.
Для определения целесообразности ведения бизнеса по перевалке цемента применяются стандартные для подобных ситуаций критерии. Применительно к рассматриваемому виду деятельности они включают следующие параметры:
- складские объемы;
- величина максимального грузооборота за определенный период времени;
- размер затрат энергии на единицу измерения материала;
- удельная трудоемкость.
Виды используемых емкостей и сопутствующего оборудования
Ключевую роль в технологическом процессе перевалки цемента играют емкости для складирования. С некоторой долей условности они делятся на два типа. Первый представляет собой комплексы с одним или несколькими силосами. Они изготавливаются в форме цилиндра или конуса, а сверху закрываются крышкой.
Для обеспечения необходимого уровня устойчивости силос монтируется на специальное бетонное или металлическое основание. Для загрузки сыпучего материала использует расположенный в верхней части емкости люк. На современных технологических линиях транспортировки цемента осуществляется посредством пневматического трубопровода. Другой способ загрузки силосов предполагает использование обычного автотранспорта.
Выгрузка происходит с помощью размещенного в нижней части шнека или пневмо-трубопровода. Нередко в качестве дополнительного оборудования используются различные обрушители аэрационного или вибрационного типа.
Второй вариант емкости для складирования – это расходные бункера. Они выступают элементом более комплексной технологической линии, а не автономной станции по перевалке цемента. В качестве примера можно привести бетонный или асфальтобетонный завод, линию по изготовлению сухих смесей и т.д.
Несколько ключевых моментов в организации бизнеса по перевалке цемента
Не стоит забывать о такой важной части линии по перевалке цемента как разнообразное технологическое оборудование. В его состав входят самые разные телескопические агрегаты, системы пневмоподачи, транспортеры различного типа и многое другое. Отдельного упоминания заслуживают приборы и датчики контроля и управления, специализированное весовое оборудование. С их помощью осуществляется учет поступления и отгрузки материалов, необходимый для эффективного ведения бизнеса по перевалке цемента.
В настоящее время наиболее эффективными считаются системы пневматического транспорта сыпучих материалов. Они демонстрируют самые впечатляющие показатели как в плане производительности, так и в плане экономичности технологических процессов.
Принятие решения об установке и практическом использовании комплекса по перевалке цемента требует взвешенного подхода и учета большого количества факторов. В числе наиболее ключевых – грамотная логистика, наличие удобных подъездных путей, комплексный подход к комплектованию технологической линии по складированию и отгрузке сыпучего строительного материала. Нередко бизнес по перевалке дополняется сопутствующими видами деятельности, например, по фасовке и доставке цемента конечному потребителю. Такой подход позволяет добиться еще большей рентабельности и увеличить КПД используемого оборудования.
Вывод
Организация любого бизнеса предусматривает комплексный подход к делу. Применительно к перевалке цемента особенно важное значение имеют два фактора. Первый – это продуманная до мелочей логистика. Желательно – наличие железнодорожных подъездных путей или даже размещение на пристани речного транспорта.
Второй не менее важный фактор – это грамотный выбор всего комплекса технологического оборудования, начиная с емкости для складирования и заканчивая приборами системы управления. Оптимальный вариант – сотрудничество с одним поставщиком. Еще лучше – если предприятие выступает одновременно разработчиком и изготовителем технологических линий для хранения и перемещения сыпучих материалов.
В России не так много подобных специализированных предприятий, давно и продуктивно работающих на отечественном рынке и за пределами страны. В качестве примера можно привести компанию Compasstech, которая осуществляет деятельность с 2004 года. В каталоге вы найдете все необходимое для успешного ведения бизнеса по перевалке цемента или других сыпучих материалов.
Проектирование цементных заводов под редакцией канд техн наук зозули канд техн наук
Цемент, полученный в помольном отделении, транспортируется системой пневмотранспорта с помощью пневмовинтовых или пневмокамерных насосов (может применяться также механический транспорт — ленточные конвейеры) в цементные силосы для хранения. Количество емкостей для хранения цемента определяется ассортиментом и суточной выработкой продукции. Для хранения цемента обычно используют цилиндрические резервуары или силосы. Силосы обеспечивают наиболее благоприятные условия для разгрузки цемента и устранения сводообразований при хранении. Разрушение свода сопровождается падением больших масс материала и может вызвать разрушение силоса. Свод образуется, в основном, в цилиндрической части резервуара. Помимо сводов может иметь место образование в материале сквозных отверстий («нор»), когда из силоса выгружается только центральная часть материала, находящаяся непосредственно над разгрузочным отверстием, образование мостиков в конусной части силосов и прилипание материала к стенкам силоса.
Удельная стоимость конструкции снижается с увеличением вместимости силоса, поэтому строительство небольшого количества крупных цементных силосов более экономично, чем использование большего числа силосов малой вместимости. Вместимость отдельных цементных силосов колеблется от 1000 до 30000 т, при этом их диаметр достигает 28 м, а высота доходит до 55 м. Масса цемента, находящегося в силосе, зависит от степени его уплотнения и вида цемента, и изменяется в широком интервале значений. В уплотненном состоянии (после хранения в течение 4—8 суток) значение насыпной объемной массы изменяется по высоте хранилища от 1,3 до 1,5 т/м 3 . Для расчета строительных конструкций эта характеристика принимается равной 1,6 т/м 3 , а при определении емкости силосов — 1,4 т/м 3 .
При увеличении диаметра силосов более 8—10 м в разгрузочной части силоса появляются воронкообразные застойные зоны, что требует применения специальных конструкционных мер, обеспечивающих равномерность разгрузки — конусных вставок и других направляющих.
Для придания цементу сыпучести днища силосов оснащаются аэрирующими элементами, которые направляют сжатый воздух в силос, вследствие чего псевдожидкая воздушно-цементная смесь движется по аэроплитам к разгрузочному отверстию силоса. Аэрирующие элементы могут быть изготовлены из пористой керамики, металлокерамики, а также из плотной ткани. Доля аэрируемой поверхности может составлять от 10 до 20% общей поверхности днища. Расход сжатого воздуха на аэрацию цемента в силосе — 0,4 нм 3 /мин на 1 м 2 поверхности, давление не более 0,3 МПа. Сжатый воздух должен быть очищен от масла и влаги, для чего используются специальные аппараты — маслоотделители, фильтры для обезвоживания сжатого воздуха и автоматические установки для осушки воздуха. Удельный расход сжатого воздуха на пневматическую разгрузку (по опытным данным) составляет 2—3 нм 3 /мин на 1 т цемента в зависимости от дальности транспортирования.
Как правило, на цементных заводах России используют силосы диаметром 12 и 18 метров. Нормами технологического проектирования предусматривается объем запаса хранимого цемента от 10 до 20 суток, в зависимости от общего объема выпуска цемента. С целью повышения качества цемента и устранения причин «ложного схватывания», предотвращения разрыва мешков во время упаковки, улучшения сыпучести цемента следует предусматривать установку между цементными мельницами и цементными силосами холодильников (охладителей) цемента.
При проектировании хранилищ для цемента силосы диаметром 12 м и менее располагаются в два ряда, а диаметром более 12м — в один ряд. Над силосами предусматривается галерея, в которой размещаются трубопроводы с переключателями, загрузочные коробки, через которые цемент поступает в силосы, и рукавные фильтры для обеспыливания воздуха, выходящего из силосов при их загрузке. Для обслуживания оборудования, расположенного в верхней галерее, предусматривается лифт грузоподъемностью 500—1000 кг.
С илосные корпуса, как правило, устанавливаются на колоннах таким образом, чтобы обеспечить пропуск железнодорожных составов для загрузки вагонов цементом из силосов самотеком (центральная разгрузка). Возможной является также схема, при которой подсилосное помещение используется лишь для размещения разгрузочных аппаратов, которые предназначены для пневматического транспорта цемента в вагоны, устанавливаемые на железнодорожных путях по обе стороны силосов (боковая разгрузка). Силосы имеют при этом плоские днища с набетонкой и уклонами в сторону разгрузочных отверстий. Каждый силос оборудуется четырьмя донными разгружателями. Недостатком этого способа является образование в силосах так называемых «мертвых остатков», которые должны периодически удаляться при помощи аэрожелобов и пневмонасосов. Для заводов небольшой мощности силосы могут располагаться также непосредственно на нулевой отметке, без подсилосного пространства.
Для загрузки железнодорожных составов под каждым рядом силосов диаметром 12 м, установленных на колоннах, укладывается по одному железнодорожному пути и под каждым силосом предусматривается установка одних железнодорожных весов грузоподъемностью 150 т. Под силосами диаметром 18 м предусматриваются два железнодорожных пути и двое железнодорожных весов грузоподъемностью 150 т под каждым силосом. Силосы диаметром 12 м устанавливаются блоками по 4 силоса в каждом блоке (рис. 6.58, 6.59), а силосы диаметром 18м — в один ряд с расстоянием между осями 24 м.
Процесс погрузки цемента в железнодорожные составы и автоцементовозы осуществляется путем автоблокировки весовых механизмов с разгрузочными аппаратами силосов. Для погрузки цемента в железнодорожные составы применяются разгрузочные аппараты с пережимными устройствами на гибком шланге, который вводится в люк вагона-цементовоза. При достижении установленной массы цемента в вагоне производится автоматический пережим потока цемента из силоса и подъем шланга с отводом его в сторону при помощи специального электромеханического устройства. При такой организации загрузки вагон заполняется цементом за 5—6 минут.
Цемент можно отгружать навалом в железнодорожные вагоны, в железнодорожные цистерны — цементовозы, в автоцементовозы, а также в затаренном виде — в мешках весом 50 кг.
О тгрузка цемента может осуществляться также речным или морским транспортом как навалом, так и в затаренном виде — в мешках или в большегрузных контейнерах из полимерных материалов. Затаривание цемента производится в специальных упаковочных отделениях, оснащенных высокопроизводительными упаковочными машинами.
В цементной промышленности применяют два типа упаковочных машин: однорядные (линейные) и карусельные упаковочные машины. В однорядной упаковочной машине несколько заполнительных штуцеров (3-М) располагаются в одну линию. Машина обслуживается одним или двумя операторами, задача которых состоит в насадке мешка на штуцер, и одним рабочим для доставки пустых мешков. Линейная 4-штуцерная машина имеет производительность 800 мешков в час, т. е. 40 т/ч. Высокая производительность упаковочных машин достигается благодаря использованию бумажного клапанного мешка, в котором один из углов снабжен открывающимся только в одну сторону клапаном, через который штуцер заполняет мешок цементом. При достижении заданной массы мешок сходит со штуцера и под действием массы цемента клапан в мешке закрывается, так что цемент не может высыпаться из мешка. Упаковка осуществляется в мешки из плотной, так называемой крафт-бумаги. Бумага должна иметь достаточную воздухопроницаемость, что способствует выходу из мешка воздуха в процессе заполнения мешка. Бумажные мешки состоят из пяти слоев бумаги и могут быть сухими или битуминированными. Масса одного мешка вместительностью 50 кг цемента составляет 350—450 г.
С целью повышения производительности упаковочных машин были разработаны карусельные упаковочные машины. Обычно такие упаковочные машины имеют от 8 до 14 загрузочных штуцеров, их производительность составляет 1800—2200 мешков в час, т. е. 90—ПО т/ч. Схема установки с карусельной упаковочной машиной показана на рис. 6.60.
В процессе тарирования цемента выделяется значительное количество пыли, поэтому упаковочная машина оборудована аспирационной установкой, состоящей из рукавного фильтра и вытяжного вентилятора. Поступающий из силосов цемент предварительно пропускается через просеивающий шнек (для выделения случайно попавших в него остатков мелющих тел и крупных частиц материала), после чего подается в упаковочную машину. Если количество подаваемого цемента превышает пропускную способность упаковочной машины, то избыток его сливается в бункер, из которого цемент вновь поступает в процесс.
При упаковочном отделении имеется склад бумажных мешков, располагаемый в непосредственной близости от упаковочной машины. Склады оснащаются механизированными тельферами или автопогрузчиками для подачи пустых мешков в кипах к упаковочным машинам.
Поставляются мешки в кипах по 100 шт. в каждой. Вес кипы составляет 35—45 кг, размер кипы 55X85X28 см. При механизированной штабелировке бумажных мешков на складе тары высота штабеля может быть принята в 7—8 кип, т. е. 2—2,25 м. Запас бумажной тары на складе рассчитывается на упаковку 8—10 тыс. т цемента. Хранение затаренного цемента обычно не предусматривается. Склады для хранения упакованного цемента создаются лишь на заводах, осуществляющих отгрузку большей части своей продукции водным транспортом или же в случае выпуска заводом специальных марок цемента, для которых упаковка обязательна.
Площадь склада для хранения тарированного цемента рассчитывается из того, что на 1 м 2 полезной площади можно уложить 3 т цемента в бумажных мешках. Для проездов и проходов предусматривается дополнительная площадь в размере около 30— 35% от полезной площади склада.
Работа операторов, обслуживающих карусельные машины, требует большой напряженности, так как время на ручную установку мешка на штуцер составляет около 2 с и такую интенсивность труда невозможно обеспечить в течение нескольких часов. В настоящее время зарубежными фирмами разработаны и введены в действие полностью автоматизированные упаковочные машины, производительностью до 4000 мешков в час или 200 т/ч. Проблема автоматической подачи и насадки мешков на штуцер решена путем использования специальных магазинов-рулонов, в которых мешки намотаны на гильзу, и каждый из таких рулонов содержит до 3000 мешков. Мешки удерживаются в рулоне за счет двух пластиковых лент. Диаметр рулона составляет 1,5 м. Время, необходимое для замены рулона, составляет около 1 мин, так что упаковка осуществляется практически непрерывно.
Для эффективного использования упаковочных машин необходимы системы транспортировки заполненных мешков к местам погрузки.
Механизированная погрузка цементных мешков в железнодорожные вагоны осуществляется специальными погрузочными машинами, состоящими из нескольких подвижно соединенных между собой передаточных транспортеров и транспортера-штабелеукладчика. Такая машина вдвигается в крытый вагон и обеспечивает его равномерное плотное заполнение мешками с цементом. Передняя часть такой погрузочной машины может перемещаться в трех измерениях, т. е. поворачиваться, подниматься и опускаться, а также выдвигаться.
С целью механизации погрузочно-разгрузочных работ при отгрузке затаренного в мешки цемента предложено использовать деревянные (чаще всего) поддоны, на каждый из которых укладывается до 40 мешков (2 тонны). Укладка мешков с цементом на поддоны осуществляется либо с помощью телескопических ленточных транспортеров, либо с помощью действующей по программе пакетоформующей машины. Чтобы мешки плотно удерживались на поддоне, каждый второй слой мешков отличается схемой укладки. Современные пакетоформующие машины имеют производительность от 800 до 3600 мешков в час.
Транспортировка и погрузка на транспортные средства уложенных в пакеты мешков осуществляется с помощью вилочных автопогрузчиков.
Проблемы, возникающие с возвратом пустых деревянных поддонов: большие затраты средств на инвентарь, необходимость учета поддонов при отгрузке цемента, затраты на ремонт, привели к разработке системы упаковки пакетов мешков цемента (содержащих по 1, 1,5 и 2 т) в термоусадочную пленку. Метод состоит в обтяжке пакета мешков с помощью специальной машины полиэтиленовой пленкой и нагревом ее до определенной температуры в специальной печи в течение порядка 40 с. За счет термоусадочных деформаций пакет мешков оказывается плотно сжатым и не требует поддона. Применение пленки для формирования пакетов заметно сокращает скорость потери цементом его прочностных характеристик. Стоимость затаренного цемента примерно на 20% выше, чем при отгрузке навалом, кроме того, потребление затаренного цемента на крупных стройках вызывает затруднения при его приемке и распаковке, так что, как правило, перевозки цемента осуществляются навалом.
6.9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Технологический контроль представляет собой систему информации, непрерывно описывающую состояние технологического процесса, качества сырья и продукции в течение всего периода эксплуатации предприятия.