Aprospect.ru

Агентство недвижимости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счетные метки на кирпиче

Счетные метки на кирпиче

Всем, кому более или менее часто приходилось с близкого расстояния разглядывать поверхности неоштукатуренных кирпичных стен зданий Москвы или Подмосковья XVII-XIX веков, например, с целью обнаружения клейм, наверняка попадались на глаза сделанные чем-то острым черточки и точки на отдельных кирпичах. Сразу же после беглого сопоставления увиденных точек и черточек возникает мысль, что они являются следами счета кирпичей после их формовки, но еще до обжига. Таким умозаключением вполне можно было бы и ограничиться, тем более что никакой существенной информации ни о здании, ни о месте выделки кирпича, счетные метки не несут. Исследователю гораздо больше говорят размеры и пропорции кирпича, система кладки, характер швов и цвет кладочного раствора. Но, некоторые обстоятельства, связанные с такими метками, все же нуждаются в комментарии, тем более, что в публикациях, посвященных истории кирпичного производства в России, счетные метки вообще не упоминаются.

Потребность счета изготовленной продукции естественна при любом производстве. Наиболее трудоемкой стадией в процессе выделки кирпича является формовка сырца. Контроль за качеством формовки (клеймение) и учет количества сделанного кирпича велся вскоре после формовки, когда сырец ставился для просушки «на тычек», «на-попа», то есть, не плашмя, не на боковое ребро, а на торец, вертикально. Об этом говорят следы на тычках птичьих лапок и лап домашних животных: кошек, собак, поросят — иногда очень глубокие, что свидетельствует о еще недостаточной просушенности сырца. И только на тычках ставились клейма и счетные метки.

Тому, кто считал кирпичи, необходимо было время от времени делать остановки для фиксации уже сосчитанного числа штук сырца. Чтобы не ошибиться и не считать отдельные кирпичи дважды, на последнем, например сотом сырце, делалась засечка-рез и ставилась точка, на двухсотом — рез и две точки и так далее. Одновременно на палочке-бирке, заостренным концом которой делались засечки и ставились точки, наносилась очередная зарубка. Иногда встречаются и фигурно обработанные торцы бирок (таблица 8). При определенных обстоятельствах бирка с нанесенными зарубками могла являться общепризнанным, юридически закрепленным, документом учета.

По внешнему виду счетные метки можно подразделить на черточки-резы (для краткости далее будем называть их резами), метки, состоящие только из точек и метки, сочетающие в себе резы и точки.

Резы могут быть в виде линий, параллельных длинным сторонам тычков, наклонных, перекрещивающихся, фигурных или состоящих из сложного набора линий. Те резы, которые на таблицах выглядят горизонтальными, наносились перпендикулярно ряду выставленных для сушки сырцов (так как существовала опасность уронить весь ряд кирпичей подобно костяшкам домино). Точки, обычно диаметром 2-4 миллиметра, ставились либо аккуратно либо бегло, в виде запятых, по хвостикам которых иногда можно определить, какая из них поставлена первой, а какая последней. Изредка встречаются точечные метки, поставленные пальцами (последний рисунок таблица 5). К точечным меткам следует относить и отпечатки фигурно обработанных торцов бирок. Встречены кирпичи, несущие на себе одновременно клейма заводов и счетные метки (таблицы 1 и 4). Характер взаимного расположения клейм и меток позволяет утверждать, что сначала ставились клейма, а метки несколько позже, но по еще не высохшей поверхности сырца. Можно предположить, что счет кирпичей производился в конце рабочего дня, чтобы знать, выполнена ли дневная норма-урок.

Метки в виде резов — нанесенных параллельно длинным сторонам тычков (на таблицах они горизонтальны), наклонных и перекрещивающихся — на первый взгляд напоминают обозначения чисел, применявшихся у разных народов в форме зарубок на бирках (таблица 2), однако, прямой аналогии установить не удается. Приводимые далее расчеты показывают, что резы служат какими-то вспомогательными метками, а непосредственно связанными с обозначениями чисел оказываются только метки содержащие точки. Впрочем, иногда резы, по-видимому, выполняли функции точек, что можно предполагать по рисункам левого столбца таблицы 5 или по четырем последним рисункам правого столбца таблицы 6. Не совпадая по форме с обозначениями чисел на бирках, счетные метки на кирпичах служат образцом еще одной архаической, народной, системы записи чисел. Эта система не была строго регламентирована. Можно проследить индивидуальные предпочтения отдельных счетчиков: одни ограничивались только точками, другие сочетали точки и резы. Вероятно, существовали и местные традиции. Например, кирпичи рубежа XVII-ХVIII веков сооружений Ново-Иерусалимского монастыря нередко метились фигурно обработанными торцами палочек, хотя там же встречаются метки и из простых точек.

Обычно число точек на кирпиче не превышает десяти, но иногда удается встретить метки с 11 и 12 точками, как на таблице 1. Это не ошибка счетчика, двенадцатью точками обозначалась, так называемая, «голая тысяча». Чтобы гарантированно получить в результате обжига тысячу штук годного кирпича сырцовых заготовок требовалось отформовать значительно больше. В конце ХIХ века полагалось изготовить 1200 штук сырца, так как считалось, что 200 штук из них уйдут в брак в процессе сушки, транспортировки, при загрузке в печь и при обжиге. Слово «голая», скорее всего, искаженное старинное русское слово «голямая», что значит «большая». В современном болгарском языке «голямый» означает «большой». В средневековой Швеции выражение «stora hundrade» — «большая сотня» — обозначала 120 штук, например, брусков железа. Следовательно, 12 точек на кирпиче указывают на «большую» тысячу (или сотню). Возможно, числа 11 и 12 не всегда отмечались соответственным количеством точек, но могли заменяться специальными значками, такими, как на трех последних рисунках таблицы 7. Петлеобразный значок мог бы означать число 11, два значка число 12.

О том, что счет кирпича велся сотнями или тысячами штук (а не какими-либо другими мерами), говорят многочисленные письменные источники. Чтобы узнать более определенно, сотни это, или тысячи, можно воспользоваться достаточно простыми расчетами для этого. Следует выбрать ограниченный, хорошо сохранившийся, участок стены, приблизительно сосчитать число тычковых кирпичей и сравнить его с числом, обнаруженных на нем меток. Число меток необходимо удваивать, так как они оказывались на лице стены и в ее толще с равной вероятностью, поскольку не было причин специально укладывать кирпичи с малозаметными метками наружу.

Читайте так же:
Печь для пицы с кирпича

На боковом, западном, фасаде Спасской башни кремля города Коломны, сооруженного в 1525-1531 годах, среди около 3600 тычковых кирпичей встречены 2 метки в виде точек и 5 тычков с резами, которые можно было бы считать метками, по аналогии с более поздними примерами. Отношение удвоенного числа точечных меток к числу всех обследованных тычков равно 4:3600 = 1:900, что очень близко к отношению 1:1000. Расчеты с привлечением числа резов не дают никакого вразумительного результата. Ввиду ограниченности выборки, полученный результат нельзя считать статистически корректным. Бесспорно лишь то, что счетных меток на башнях Коломенского кремля очень мало. Если метилcя каждый тысячный кирпич, то чтобы обнаружить одну метку следует просмотреть в среднем 1000 тычковых кирпичей или 80 квадратных метров поверхности стены (на одном квадратном метре кладки ХVI-ХVII веков помещается примерно 25 тычков).

Более четкие результаты получены при фиксации меток на кирпичах перестроенного свода 1702 года центральной апсиды Благовещенской церкви середины ХVI века в селе Степановское Раменского района Московской области (таблица 3). Среди примерно 1400 тычковых кирпичей обнаружено 20 счетных меток, в том числе 13 резов, 3 точечных метки и 4 метки в виде резов с точками. Общее число меток, содержащих точки, на данном участке должно быть приблизительно (3 + 4)х2 = 14; отношение 14:1400 = 1:100. Следовательно, каждый сотый кирпич помечен тем или иным количеством точек. Меток в виде резов без точек должно быть 13х2 = 26; отношение 26:1400 1:154, очень близко к 1:50. Можно было бы сделать вывод, что резами отмечался каждый пятидесятый кирпич-сырец. если бы не то обстоятельство что число резов, метивших 50-е кирпичи внутри каждой сотни, должно быть равно числу меток с точками на 100-х кирпичах. Фактическое же число меток-резов почти вдвое превышает число меток с точками. Это противоречие можно попытаться снять предположением (к сожалению, достаточно искусственным) в двойном счете. Формовщик мог метить резами каждый 50-й сырец, чтобы иметь представление об успешности выполнения своей дневной нормы-урока. Другой же счетчик, десятник, мог вести свой счет независимо от формовщика и ставить метки с точками на 100-х сырцах.

Наконец, при обследовании нескольких участков фасада Тихвинской церкви 1858-1861 годов в городе Коломне среди 4570 тычковых кирпичей встречено 117 счетных меток, из которых 23 метки в виде точек и резов с точками, остальные только резы без точек (без подразделения на горизонтальные и наклонные на таблице 7 не изображены). Выполняя расчеты, как и в предыдущем абзаце, получим: 117х2 = 234; 234:4570 = 1:19,5 — то есть, тем или иным способом помечен каждый двадцатый кирпич. Далее, 23х2 = 46; 46:4570 = 1:99 — каждый сотый кирпич имеет метку, содержащую одну или несколько точек. В данном случае противоречие между числами меток-резов и меток с точками отсутствует и выводы, учитывая величину выборки, можно считать вполне достоверными. Если предположить, что счет сырцов велся не поштучно, а парами (что очень вероятно, так как сырцы в сушильном сарае, скорее всего, устанавливались в виде двойного ряда «в ёлочку», с проходом между рядами для удобства переворачивания сырцов с целью ускорения просушки), то каждая десятая пара отмечалась ревом, а пятидесятая получала метку с точками.

Главный результат проведенного исследования можно сформулировать следующим образом. Основными счетными метками на кирпичах зданий ХVII-XIX веков являются метки, содержащие точки. Эти метки, по числу точек на них, обозначают количество сотен отформованных сырцовых кирпичей. Простые резы, без точек, служат вспомогательными метками, помогающими не сбиться со счета.

Определенную настороженность вызывает слишком малое количество промежуточных меток-резов на кирпичах Спасской башни Коломенского кремля. Без ошибок отсчитать тысячу сырцов, не делая промежуточных меток, практически невозможно. Даже если метить только сотни, число видимых резов должно быть около 18. Обнаружено же только 5. Возможно, эти 5 резов случайны и не имеют отношение к процессу счета. Но нельзя исключить и того, что наши арифметические выкладки здесь вообще несостоятельны, как в отношении резов, так и для точечных меток. Сооружение огромной каменной крепости в Коломне требовало привлечения массы рабочих рук изо всех местностей Московского княжества, с различными строительными навыками и традициями. Если какая-то группа формовщиков сырца метила свою продукцию счетными метками, а другие обходились без меток, то на месте строительства партии кирпича могли перемешиваться самым причудливым образом, меченые партии «разбавлялись» немечеными, исключая тем самым возможность применения статистики.

Вопрос о времени первого появления счетных меток на кирпиче остается открытым. Среди очень большого количества плинфы ХII-ХIII веков‚ прошедшего через наши руки при многолетних археологических раскопках и исследованиях сохранившихся древних зданий в Смоленске, ни разу не удалось встретить метку, которую можно было бы с уверенностью трактовать как след счета сырца. Клейма на кирпичах конца ХV века Воскресенского собора в Волоколамске не позволяют однозначно связывать их с процессом счета, так как образцов с отпечатком только одного клейма встречено непропорционально много‚ при почти 100-процентном клеймении кирпичей. Другие кирпичные здания ХV века с целью поиска счетных точек никто еще не исследовал. Самыми ранними образцами сегодня приходится считать метки на стенах кремля города Коломны: на Пятницких воротах (на их древних частях, не подвергшихся реставрации в конце ХIХ в, выполненной из более мелкого и более темного кирпича с обильными счетными метками) и на Спасской и Симеоновской башнях. Ни на хорошо сохранившихся и доступных кирпичных частях Зарайского кремля, ни на одном из других зданий ХVI века счетные метки нам еще не встретились. Специально проведенное тщательное обследование с лесов церкви Вознесения в Коломенском с целью поиска меток не дало никаких результатов. Единственный тычковый кирпич, беспорядочно утыканный квадратным штампиком в виде решетки обнаруженный на восточном фасаде церкви, явно не относится к счетным меткам. Отсутствие меток не означает отсутствие счета. Повернутый или положенный на ребро ложек сырец мог служить ориентиром вместо метки. По каким-то причинам мечение кирпичей при счете оказалось более удобным и в ХVII веке метки встречаются достаточно часто. В ХVIII и ХIХ веках счетных меток очень много, стоит только внимательно приглядеться.

Читайте так же:
Четыре с половиной кирпича

Почти полное отсутствие счетных меток на кирпиче зданий ХVI века может оказаться одним из признаков, позволяющих разделить по времени здания или их части шестнадцатого века от века семнадцатого. Формат большемерного кирпича, кладочный раствор и система кладки зданий центральной России за эти два века если и изменились, то не настолько чтобы можно было обнаружить существенные различия и использовать их для более точной датировки. Отсутствие на здании счетных меток, разумеется, не может служить основанием для отнесения его к ХVI веку, но если на нем будут зафиксированы одна или несколько меток с точками (резы могут оказаться случайными царапинами), то появится аргумент в пользу более позднего времени его сооружения. Такие спорные ситуации достаточно хорошо известны исследователям истории древнерусской архитектуры. Хотелось бы, чтобы наблюдения за счетными метками послужили инструментом в руках ученых, а не остались лишь средством удовлетворения праздного любопытства.

Кирпич

Современная строительная индустрия немыслима без такого простого и незамысловатого на первый взгляд изобретения человечества — кирпича. На страницах интернет-портала по малоэтажному строительству http://parthenon-house.ru вы найдете огромное количество материалов и статей в той или иной степени освещающих вопросы строительства домов и коттеджей из кирпича или с применением современных керамических изделий — поризованных блоков и камней. В этой статье мы хотим рассказать вам об истории кирпичного строительства, восходящей своими корнями к временам Древних цивилизаций, Египетских фараонов и императоров Рима.

изготовление кирпича в Египте
Изготовление кирпича в Древнем Египте

Многочисленные археологические раскопки позволяют нам с уверенностью говорить о том, что первые кирпичи в качестве строительного материала были применены человеком около 5 тысяч лет назад. Но кто именно изобрел кирпич достоверно сказать нельзя. Скорее всего, кирпич в том понимание, которое мы вкладываем в это слово был изобретением не одного человека, а плод эволюционного развития самой технологии постройки крепкого и недорогого жилища из подручных материалов. Ученым не удалось точно указать и найти место постройки первого строения из кирпича, но, то, что эти строения стали возводится в Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом (Междуречье), совсем не случайно. Дело в том, что в этих местах всегда вдоволь было воды, глины и соломы. И вся эта благодать освещалась жарким солнцем практически круглый год. Именно из этих природных материалов и строили свои жилища местные жители. Строения возводились из соломы обмазанной глиной.

глинобитные кибитки

Глина высыхала под солнечными лучами и становилась твердой, при этом не пропускала влагу и хорошо защищала от непогоды. Люди это заметили, а так как они стремились облегчить свой труд, то ими и был изобретен этот, незатейливый на первый взгляд, брусок из соломы и глины, получивший у нас название кирпич. Технология изготовления первых кирпичей была проста: клейкую глину смешивали с водой, добавляли для прочности и крепости солому, а уже сформированные таким образом кирпичи под горячими лучами солнца высыхали и становились твердыми как камень.

изготовление кирпича-сырца
Изготовление кирпича-сырца

Это был еще необожженный кирпич или кирпич-сырец. Кирпич-сырец и сейчас в наше время широко используется во многих станах мира как основной строительный материал.
Первыми кто освоил технологию обжига кирпича в печи, стали древние египтяне. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, хорошо видно как производился кирпич, и строились из него храмы и дома. Например, городские стены Иерихона сложены из кирпича, который имел форму, сходную с нынешними батонами белого хлеба.

Стены Иерихона из кирпича
Стены Иерихона из кирпича

Кирпич стал основным строительным материалам в Междуречье и практически все города в период расцвета этой цивилизации были построены из него. Например, в Вавилоне красивейшем городе древнего мира все здания были построены из кирпича.
Большими мастерами в производстве кирпича и строительстве зданий и сооружений из него стали древние римляне и греки. Именно от греческого слова «plinthos», которое буквально и означает «кирпич» получили свое название плинфы, изделие, которое явило собой новую веху в истории производства кирпичей.
Это интересно: Другое греческое слово, «керамос», переводится как глина. А понятие «керамика» обозначает изделия из обожженной глины. Когда-то в древних Афинах мастера — горшечники жили компактно в одном из районов города. Этот район стал называться афинянами «Керамик».

Плинфы — наиболее древние обожженные кирпичи. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась 10-14 дней, затем обжигалась в печи. Они были квадратными и крупных размеров. В Древнем Риме плинфа изготавливалась как правило следующих размеров 50 х 55 х 4,5 см,а в Византии 30 х 35 х 2,5.
Изготавливались плинфы и поменьше, но их использовали как черепицу. Как видим, древние плинфы были значительно тоньше современного кирпича, но это обстоятельство нисколько не мешало тем, же римлянам строить из них знаменитые римские арки и своды.

Читайте так же:
Сколько весит кирпич печной 250

Внешний арки Колизея
Внешние арки Колизея

Такие кирпичи легко формовались, сушились и обжигались. Строили из них с использованием толстого слоя раствора, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. В Византии стены из плинфы почти никогда не штукатурились.

Кирпич в России

В домонгольской Киевской Руси, которая очень много переняла от культуры Византии, в том числе и строительные технологии, плинфа стала основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий и использовалась в древнерусском храмовом зодчестве 10 — начала 13 века, в частности из них были построены Софийский собор (Киев), 1037 год, Церковь Спаса на Берестове, 1113-25 годы, Благовещенская церковь (Витебск), Борисоглебская церковь (Гродно).
Первые кирпичные мастерские на Руси появились при монастырях. Их продукция преимущественно шла на нужды храма. Считается, что первым религиозным сооружением на Руси, построенным из кирпича, стала Десятинная церковь в Киеве.

Десятинная церковь в Киеве
Десятинная церковь в Киеве

Это интересно: В научной литературе высказывались предположения, что наряду с плинфой на Руси уже в XII-XIII вв. изготавливали и брусковый кирпич, который применяли вместе с плинфой. В действительности брусковый кирпич, имеющий романское происхождение, впервые проник в Киев из Польши в самые последние предмонгольские годы. Брусковый кирпич вместе с плинфой использовали лишь в тех случаях, когда им чинили здания, построенные ранее. Примерами могут служить Успенский собор Печерского монастыря, киевская ротонда, собор Михаила в Переяславле, восстановленные вскоре после того, как они пострадали при землетрясении 1230 г. Кроме того, за брусковые кирпичи иногда ошибочно принимали плинфы узкого формата, т.е. «половинки», особенно если они имели необычно большую толщину (например, в новгородском соборе Антониева монастыря и староладожском соборе Никольского монастыря — более 7 см).

На самом деле в Московской Руси формованный кирпич стал повсеместно применяться лишь с конца 15 века, а первый кирпичный завод заложили в 1475 году. И уже из этого кирпича были возведены стены Кремля в Москве.
Это интересно: История появления первого завода по производству кирпича в Московском царстве довольно интересна. В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. Но Аристотель начал не со строительства, а с налаживания производства кирпича с особой обжиговой печью. И очень быстро этот завод стал производить очень качественный кирпич. В честь архитектора его прозвали «Аристотелев кирпич». Из такого «глиняного камня» были возведены также стены Новгородского и Казанского кремля. «Аристотелев кирпич» имел практически идентичный современному кирпичу вид и следующие размеры 289х189х67 мм. «Государев кирпич» — первый в России, который предполагал перевязку швов.

Несмотря на исключительную популярность кирпича как строительного материала вплоть до XIX века техника производства кирпичей в России оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпичи вручную, сушили исключительно летом, а обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца или небольших переносных печах. В середине XIX века в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот. Впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки.
Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей была придумана система клеймения. То есть каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак — клеймо, который наносился на кирпич. В XIX веке также появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.

Старый клейменный кирпич
Старый клейменный кирпич

Это интересно: При Петре 1 качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более 3 штук, то вся партия браковалась. При строительстве Санкт-Петербурга Петром I был введен т.н. «каменный налог» — плата кирпичом за въезд в город.

Современный кирпич обрел знакомые нам размеры — 250х120х65 мм — в 1927 году, его вес не более 4,3 кг.
Прошло 5 тысяч лет, а кирпич по-прежнему остается самым популярным строительным материалам и свое первенство не собирается уступать никому. Эволюция в развитие технологии производства кирпича и керамических изделий в чем-то сродни эволюции человека по теории Дарвина. Если провести аналогию, то сначала зарождение примитивных форм (глинобитные хижины), затем первобытный человек (кирпич-сырец), теперь человек современный (обожженный кирпич и керамические камни). Эволюционное развитие человека и технологии производства кирпича идут рука об руку, и эта закономерность свидетельствует, что пока существует наша цивилизация, будет существовать и кирпич, как основа всей строительной индустрии созданной человечеством за много веков.

Советские

В данной галерее представлены кирпичи советсткого периода (возможно будут и уже постсоветского периода). Конечно, эти клейма зачастую не такие интересные, как дореволюционные, они скорее технического характера. Идентифицировать их бывает ещё сложнее, чем «царские». С географией производства, само собой, вопросов не меньше, чем по общей идентификации.

► «Государственный кирпичный завод № 1».

Производство государственного кирпичного завода № 1.

Выдавленная трёхстрочная надпись в глубокой прямоугольной рамке с закруглёнными внутрь углами «1-й ГОС.КИРП.ЗАВОД ВЛАДИВОСТОК» на фоне дополнительной тонкопрорисованной прямоугольной рамки с закруглёнными краями и засечками в углах.

Встречается на острове Русский (б.Жданко).

Другой вид клейма. Рамка двойная, более компактная, менее глубокая, с 4 засечками по углам рамки

«Государственный кирпичный завод № 5».

Предположительно Кирпичный завод № 5 строительной комиссии Морского ведомства.

Выдавленная надпись в прямоугольной рамке в две строки «Владивосток Завод № 5».

Читайте так же:
Чему равен кубический метр кирпича

Встречается во Владивостоке.

Образцы клейма из личных коллекций и экспозиций музеев Им. В.К.Арсеньева и «Владивостокская крепость»:

По всей видимости, кирпичи этого же завода, но уже чуть позднее. Клеймо аналогично клейму « 1-го гос.кирп. завода » .

Выдавленная трёхстрочная надпись «5-й ГОС.КИРП.ЗАВОД ВЛАДИВОСТОК» в достаточно глубокой выдавленной прямоугольной рамке.

► Клеймо с аббревиатурой ТОФ (Тихоокеанский флот).

Встречается местами во Владивостоке и на острове Русский (преимущественно в местах базирования флотских частей).

► Нестандартный кирпич с маркировкой «ИТКП-8«. Светлый огнеупорный кирпич имеет удлинённый размер и, соответственно, больший вес.

Не исключено, что это кирпичное производство какой-либо из исправительно-трудовой колонии.

Локализация — остров Елена.

► Клеймо с выдавленной маркировкой «ПУ-ЭД-2» и круглыми насечками по краям светлого огнеупорного кирпича.

Локализация — остров Русский.

► Производство Уктусского кирпичного завода. Огнеупорный (шамотный) кирпич.

► Производство Кирпичного завода № 104 в селе Шкотово (см. описание завода на сайте).

Клеймо в виде надписи «К-З 104» на тычковой грани кирпича.

Найден во Владивостоке, на п-ове Назимова —

► Производство кирпичного завода № 8 Буреинского лагерного пункта. Тычковое клеймо. Образец найден в Уссурийске и находится в фондах Уссурийского краеведческого музея —

► Серия кирпичных клейм, где заглавным символьным знаком является стилизованное изображение строительного мастерка (кельмы). Оформлено в выдавленную квадратную рамку и обрамлено точками. Имеет различные вариации исполнения, отличающиеся второстепенными элементами. Иногда встречаются и вспомогательные литеры или цифры.

Серия с этим же символом, но менее глубоко и точно прорисованная —

Термокислотоупорная плитка с одной ребристой постелью, ГОСТ 961-84 —

Ещё одна схожая плитка того же ГОСТа —

► Выпуклое клеймо с четырьмя сходящимися вместе кольцами со стрелками и надписью «К / УП» в большом выдавленном уплощённом ромбе. Имеет внутренние и внешние засечки.

Из экспозиции музея им. В.К.Арсеньева.

► Выпуклое клеймо «К З К» в слабооформленном круге на фоне ребристой глазурированной постельной грани.

Из экспозиции музея «Владивостокская крепость»

Выпуклые буквы «К З К» в выдавленной малой рамке со скруглёнными боковыми краями.

► Выпуклое клеймо «А К С М» в неглубокой компактной выдавленной рамке с угловыми краями.

► Клейма с цифровыми и бувенными маркировками.

Найдены на острове Русский (район КЭТ, Шигино)

Плохоразбираемое цифро-буквенное клеймо на скошенной грани кирпича. С золоотвала ВТЭЦ-2 —

Серия клейм на огнеупорных кирпичах с литерой «Б». В выдавленном кружке или сегменте как правило проставлена ещё цифра —

ГОСТ 961-57 из числа кислотоупорных и термокислотоупорных керамических плиток. С глазировкой, одна постель ребристая

Образцы клейма на ложковой грани:

Обнаружены в кладке пристройки одного из цехов бывшего «178-го СРЗ» (Светланская-72) —

Найден в районе ж/д-станции Спутник —

Клеймо в виде точек с полосой. Район Щитовой

Клейма с маркировкой на тычковой грани кирпича:

«ВК«,»ВК I«, «ВК II» —

Маркировка «В К З» —

Маркировка «ЗСК» с треугольником —

Цифровые обозначения на тычковых гранях кирпича — «101», «102», «103». Локализация — Владивосток, ул.Пушкинская-10, здание ДВГТУ (корпус, ближний к кирхе) —

Клейма с простыми цифровыми маркировками на тычковой грани кирпича —

► Широкая линейка кирпичей с маркировкой из букв «СЛ«. Разнятся по фактуре, исполнению клейма, номеру при буквенной маркировке, дополнительным элементам вокруг основной маркировки.

В экспозиции музея «Владивостокская крепость» образцы с подобными клеймами идентифицированы как кирпичи производства:

Кирпичный завод в Славянке

Славянкинский завод КВЖД


Но представленные на фото кирпичи являюся шамотными кирпичами производства огнеупорного завода в местечке Сухой Лог (Свердловская область), который был основан в 1940-е годы. Кирпичный завод в Сухом Логе существует до сих пор.

Комбинированный со следующим типом клейма

Широкий пласт советских огнеупорных кирпичей со сходными маркировками.

Шамотный кирпич предназначен для кладки печей и каминов жилых домов, дымоходов и футеровки металлургических печей, изолированных от расплавленного металла. Он отлично переносит резкие перемены температуры, поэтому часто используется в строительстве. Его название говорит о том, что в его состав входит большее количества огнеупорной глины, чем в других видах кирпичей.

Маркировка шамотного кирпича.

Буква «Ш» в маркировке означает слово «шамотный», а цифры – размеры. К примеру, ША-8 – 250 х 124 х 65 мм, ША-6 – 230 х 114 х 40 мм, ША-5 – 230 х 114 х 65 мм.

Дополнительные буквенные индексы после «Ш» характеризуют температурные пределы кирпича:

Шамотный кирпич ША – с огнеупорностью не ниже 1730 градусов,
Шамотный кирпич ШБ – с огнеупорностью не ниже 1670 градусов,
Шамотный кирпич ШВ – с огнеупорностью не ниже 1580 градусов.

Образец с Камчатки —

Из экспозиции музея им. В.К.Арсеньева —

► Огнеупорный кирпич с маркировкой, похожей на «Г Б» (или «С Б»). Локализация о.Аскольд

Из экспозиции музея им. В.К. Арсеньева

Кирпичи кислотоупорные (ГОСТ 474-67):

Различные образцы шамотных кирпичей (распространие довольно широкое, поэтому без местоуказаний):

Что означает маркировка кирпича

Применяют кирпич и камень в строительстве только с учетом СНиП, сводов правил, стандартов. В проектных рабочих чертежах условное обозначение обязательно указывается. Приступая к проектированию и строительству дома, необходимо учитывать свойства различных марок и видов. Что означают условные обозначения кирпича?

Марка прочности, ее роль в частном домостроении

Марка прочности, показатель, пожалуй, главной характеристики – способности кирпича сохранять форму без разрушений и деформации под воздействием сжатия, изгиба, которые могут возникнуть под воздействием нагрузок. В технической документации и маркировке партии кирпича, она обозначается буквой М. Показатель прочности – максимально допустимая нагрузка в расчете кг на 1см 2 Цифровое значение с индексом М, и есть те условные и реальные кг, которые выдержит квадратный сантиметр кирпича. Выше марка, прочнее кирпич, более высокое здание можно из него построить.

Читайте так же:
Что такое обезьяна чичичи продавала кирпичи

В основание многоэтажной конструкции идет кирпич более высокой марки, как и для несущих стен. Внутренние перегородки и стены верхних этажей уже не нуждаются в жестком регламенте прочности. Шахта лифта и забор по периметру участка, это совершенно разные нагрузки, а значит, и сложить их можно из различных марок кирпича. ГОСТ 530-95 предусматривал 8 марок керамического кирпича – от М 75, до М 300. Но следует учесть, что с июля 2013 года, в качестве национального стандарта РФ введен межгосударственный стандарт ГОСТ 530-2012. Он предусматривает марку прочности от М 25 до М 1000

Но в малоэтажном частном строительстве, прочность стен дома определяет не марка прочности кирпича, а надежный фундамент, качественная кладка и другой показатель — морозостойкость. Почему? Частное строительство не может быть многоэтажным – максимум два этажа и мансарда. И расчеты показывают, что нагрузка, реальная нагрузка на 1 сантиметр квадратный кирпича, с учетом кровли и перекрытий, не превышает 3 кг. Застройщик смело может использовать кирпич с минимальным значением по шкале стандартов и приводить слона в гостиную на втором этаже, если у него надежные перекрытия – несущим стенам это не повредит.

Но вот ненадежный фундамент, который может «повести» или непрофессиональная кладка, некачественный раствор или разрушенный кирпич в кладке, не выдержавший климатических колебаний температур, может этот визит сделать нежелательным. Кроме шуток, ведь деструктивный фактор для многих строительных материалов – цикличность сезонных воздействий внешней среды. Не является исключением и воздействие низких температур на насыщенный влагой кирпич. Так что, при строительстве своего дома, обязательно обращаем внимание еще на одну букву – букву F, а вернее на цифру, стоящую за ней, поскольку F, это марка морозостойкости, а цифра это количество заложенных в этой марке циклов заморозки/отморозки.

Марка морозоустойчивости кирпича

Марку морозоустойчивости кирпича на сегодняшний день производители регламентируют различными ГОСТами, которые тоже входят в маркировку партии кирпича. ГОСТ 530-95 определял стандарты от 25 до 75, а в ГОСТе от 1912 года марок морозоустойчивости значительно больше: – 25, 35, 50, 75, 100, 200, 300.

Следует понимать, что лабораторные испытания определяют устойчивость партии в весьма экстремальных условиях, которым не всегда подвергаются строительные конструкции. Цифра после марки F 25 означает, что кирпич был замочен в воде и подвергался заморозке и оттаиванию 25 раз совершенно без последствий, а вот после уже возможны (!) появления признаков разрушения:

  • выкрашивание,
  • отколы,
  • растрескивание,
  • шелушение.

Во время эксплуатации кирпичного дома, весьма эффективными мерами защиты от резких перепадов температур, насыщения кладки влагой, служит изоляция (паро-, гидро-, теплоизоляция). СК ТеплоСтрой, окажет необходимые услуги теплоизоляции дома с учетом любых характеристик вашего стройматериала. Консультация специалиста позволит выбрать самое оптимальное инженерное решение паро- и теплоизоляции. Это продлит срок эксплуатации дома, независимо от потенциала материала.

Важно: Дымовые трубы, цоколь, подвал, это те части конструкции кирпичного дома, которые требуют исполнения только с высокой маркой морозостойкости (не ниже F50).

PS: Иногда можно столкнуться в маркировке с обозначением морозостойкости — «Мрз».

Другие условные обозначения в маркировке кирпича

Важным параметром, который указывается в маркировке кирпича, в технической документации является показатель класса плотности, который в свою очередь, определяет группу теплотехнических характеристик. Чем выше плотность кирпича, тем ниже его теплотехнические характеристики, поскольку у воздуха ниже теплопроводные свойства. Это свойство воздуха и используют производители утеплителя Эковата. Полнотелый обычный кирпич с классом средней плотности 2 -2,4 имеет более высокую теплопроводность и относится к группе – малоэффективной (обычной).

С совсем небольшим слоем Эковаты, стены из недорогого одинарного полнотелого кирпича не уступят в эффективности теплосбережения стенам из самого дорогого или элитного кирпича, относящегося к группе высокой эффективности с низкой теплопроводностью, например кирпичу среднего класса плотности 0,7 — 0,8.

Существует еще три группы между обычной и высокоэффективной – гр. повышенной эффективности (класс 1), эффективные (класс 1,2) и условно эффективные (класс 1,4).

Особенности вида геометрии кирпича обозначается:

  • По – полнотелый,
  • Пу – пустотелый.

Пустотелый и полнотелый кирпич с одинаковой маркой прочности М, обязательно имеет одинаковую прочность, но различный вес и теплотехнические показатели.

Буква Р, означает рядовой, а Л, это лицевой. К лицевому кирпичу всегда предъявляются повышенные требования, например, не бывает кирпича лицевого с маркой F15. КЛ – клинкерный,

Камень керамический — КМ попадает под действия того же ГОСТа, что и кирпич — КР. Буква Г означает, что камень с горизонтальными пустотами, ПГ — с пазогребневой системой.

Обязательно в маркировке указывается и ГОСТ, стандартами которого руководствовался производитель. Обозначение размера идет от нормативного формата одинарного кирпича 1НФ (250×120×65 мм).

Пример условных обозначений из ГОСТ 530 -2012:

noindex «Кирпич рядовой (лицевой), полнотелый 250 120 65 мм, формата 1НФ, марки по прочности М200, класса средней плотности 2,0, марки по морозостойкости F50: КР-р-по (КР-л-по) 250 120 65/1НФ/200/2,0/50/ГОСТ 530-2012.»

Напоминаем: Независимо от марки и сорта материала, из которого построен ваш дом, для вас всегда доступны консультации и услуги по его утеплению. С уважением, компания ТеплоСтрой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector